КГБУ «КОМСОМОЛЬСКАЯ-НА-АМУРЕ
НАБЕРЕЖНАЯ Р. АМУРА»

Официальный сайт

Герб Хабаровского краяГерб Комсомольска-на-Амуре

«Кусочек Ленинграда» на берегу Амура

«Кусочек Ленинграда» на берегу Амура

В начале 1930-х годов особое внимание Правительства СССР было обращено на оборонную способность страны, в том числе Дальнего Востока. В 1930 году на XVI съезде ВКП(б) был объявлен курс на индустриализацию Дальневосточного края. Первой целью стало сооружение судостроительного завода для укрепления базы Тихоокеанского флота. Первоначально, для судостроительной верфи было определено место при слиянии рек Амур и Уссури у села Нижне-Воронежского в 14 километрах от г. Хабаровска. Но захват Японией Маньчжурии заставил подумать о переносе площадки строительства подальше от границы. Тогда и возникла идея основать город на месте расположения села Пермское-на-Амуре. Во-первых, село находилось на расстоянии 400 километров от границы с Китаем (максимально возможная дальность полета японских самолетов) и, во-вторых, еще в 1910 г. инженером О.П. Вяземским был выполнен Николаевский проект, предусматривающий строительство стратегической железной дороги от станции Уруша до Императорской Гавани (г. Советская Гавань) через село Пермское-на-Амуре. Революция не позволила осуществить этот проект, и к нему вернулись уже в советское время.

В марте 1932 г. Центральный Комитет ВКП(б) и Центральный Комитет ВЛКСМ объявляет мобилизацию для строительства будущего города.  И 10 мая 1932 года к селу Пермскому на пароходах «Колумб» и «Коминтерн» прибыло около 900 первых строителей. К месту будущего авиационного завода, к нанайскому стойбищу Дземги на пароходе «Капитан Карпенко» прибыло 147 человек.

На набережной, там, где высадились первые строители Комсомольска, установлен известный многим памятный камень - 21-тонная глыба кварцевого диорита с надписью: «Здесь 10 мая 1932 года высадились первые комсомольцы - строители города».

Памятный камень набережная

10 декабря 1932 года вышло Постановление Президиума ВЦИК «О преобразовании селения Пермского Нижнетамбовского района Дальневосточного края в город Комсомольск-на-Амуре».

Весь начальный период стройки и, прежде всего 1932 год был периодом сплошного штурма. Показателями считались объемы промышленного строительства и на него были брошены все силы и средства. Первые строители города стали жертвами и заложниками сталинского плана индустриализации страны. Их нечеловеческий труд в труднейших условиях считался нормальным явлением и провозглашался как подвиг. Начинать строительство пришлось с нуля, на голом месте. К приезду строителей жилье подготовлено не было. Имеющиеся в наличии 49 крестьянских домов села Пермского могли принять лишь незначительную часть приехавших людей, поэтому в первый же день началось сооружение временного жилья: землянок, брезентовых палаток, бараков, шалашей. К концу 1933 года было раскорчевано 255 гектаров тайги и проложено 20 километров дорог. Комсомольск-на-Амуре представлял собой отдельные поселки, островки из бараков, шалашей, разбросанных в сильно поредевшей заболоченной тайге. Поселки соединялись пешеходными тропками и грунтовыми дорогами. Жилья катастрофически не хватало, к тому же его некому было строить, все силы были брошены на возведение заводов.

Строительство корпусного цех 1 АСЗ

12 июня 1933 г. в торжественной обстановке был заложен первый камень судостроительного завода. Этот день стали считать днем рождения города. Несколько позже, 18 июля 1934 г. состоялась закладка еще одного индустриального гиганта - авиационного завода. Первый самолет выкатили из цехов этого завода уже в 1936 г. Это был самолет-разведчик «Р-6» конструктора Андрея Туполева.

В начале 1934 года по генеральному плану «Промстройпроекта» развернулось комплексное строительство первого в городе жилого квартала. Все дома сооружались из бруса, поэтому поселок назвали «Брусчаткой». В комплекс входили столовая, магазин, детский сад, клуб и котельная, обеспечившая первое центральное отопление. Впервые в городе в поселке «Брусчатка» было проведено комплексное благоустройство, сооружены деревянные тротуары. В этом же году возле строящихся доков судостроительного завода на берегу реки Амур возник поселок «Аварийный», был закончен барачный поселок «Комсомольский», а рядом с ним построен поселок «Пожарный». К 1935 году на берегу Амура стали возникать и другие поселки – «ИТРовский», «Коттеджный», «Комунстрой», «Барачный», «Копай-город», отдельные постройки частного сектора.

Поселок Брусчатка 1934 год

Со временем жилищная проблема города во многом была разрешена за счет индивидуального строительства. Архитекторами «Дальпромстроя» Кривицким, Молотшевым и Бердиным был проведен конкурс на лучший проект индивидуального дома. С 1937 г. по 1941 г. возникли такие крупные районы усадебной застройки, как поселки Мылки, 4-й Силинский, Амурсталевский и Майский. Недалеко от авиастроительного завода вырос поселок промпереселенцев, который сейчас носит название Победа.

Великая Отечественная война приостановила темпы жилищного и культурно-бытового строительства. Все силы строительных организаций были брошены на завершение строительства промышленных предприятий: завода «Амурсталь», аккумуляторного завода и нефтезавода.

После войны было закончено строительство Дома Советов на Аллее Труда, кинотеатра «Комсомолец», Дворца культуры судостроительного завода, жилых домов, школы и гостиницы на проспекте Мира. Всего в Комсомольске-на-Амуре в 1948 г. было уже 75 улиц, 36 школ, 3 техникума, педагогическое училище, 7 ремесленных училищ и школ ФЗО. Население насчитывало 130 тыс. жителей. Центр города переместился от бараков «Комсомольского» поселка и «Брусчатки» к благоустроенным улицам Пионерской и Аллеи Труда.

Кинотеатр Комсомолец 1949

Изначально разработкой плана застройки территории города занималось Ленинградское отделение Горстройпроекта. До конца осуществить задуманный проект помешала начавшаяся война. Вплоть до середины 60-х годов архитектурный облик города определялся вкусами различных ведомств и организаций. Однако многое, в том числе улицы, дома, памятники, было построено по проектам ленинградских и московских архитекторов. Этим чрезвычайно гордятся многие горожане, называя город Комсомольск-на-Амуре «кусочком Ленинграда».

Проспект Мира 1957

Источники:

  1. Вишнякова С. Рождение села Пермского-на-Амуре: К 140 летию со дня основания // ДВК. – 2000. – 15 августа. – С. 5.
  2. Объекты культурного наследия: памятники ист. и культуры Хабаровского края / сост. А. В. Дыминская, Л. Б. Шокурова, М. К. Янкевич, А. Р. Ласкин . - Хабаровск: Рос. Медиа Альянс, 2006. - 208 с.: ил
  3. Хабаровский край: 70 лет: ист.-геогр. атлас. - Хабаровск: Деловой Хабаровск, 2008. - 176 с.: ил. - ISBN 978 - 5 - 98008 - 065 -5
  4. Адашова Т.А. Ковалев В.В. Комсомольск-на-Амуре // География. – 2002. - №3

 

 

 

Поделиться

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в LinkedInОтправить в LiveinternetОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амура

2017 © КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амура»

Есть вопросы или предложения?

Внимание! Все поля обязательны для заполнения.

Напишите как вас зовут
Проверьте e-mail адрес
Неверный ввод
Заполните поле

Наши контакты

Офис 1:
681000, ул. Кирова, 2 (8 этаж)
Тел.: 8 (4217) 23-29-90
Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Офис 2:
681000, ул. Кирова, 2 (6 этаж), офис 60
Тел.8 (4217) 23-29-90
Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.